Типичные ошибки на ЕГЭ
Всегда неприятно, когда вы не получаете желаемых оценок за тест. Но еще больше раздражает, когда вы допускаете ошибки в самых простых заданиях. Мы рассмотрели распространенные ошибки, допускаемые на начальных предметах, и от экспертов в этих областях получили знания о том, как успешно подготовиться к экзамену.
Какие ошибки чаще всего встречаются в ЕГЭ
Типичные ошибки ЕГЭ можно разделить на 2 вида:
- в конкретных заданиях по разным предметам;
- связанные с оформлением решений или с внесением их в бланк ответов.
Первый вид ошибок может быть вызван недостатком знаний по предмету или просто волнением. Второй — из-за невнимательности и небрежности.
Типичные ошибки ЕГЭ по основным предметам
Наиболее востребованными темами на ЕГЭ являются русский язык, математика, обществознание и информатика. В результате многие учащиеся испытывают трудности по этим предметам.
Топ-3 ошибки в ЕГЭ по информатике
1. Задания на практическое программирование
Сюда относится:
- работа с файлами при вводе-выводе данных и работа с массивами;
- сортировка, обработка числовой и символьной информации.
Школьники регулярно ошибаются при написании базовых программ, а также при их экспертизе. Эти задания невероятно трудны, и их очень много.
2. Задание на определение объема памяти, необходимое для хранения графической информации
Студенты не использовали минимальное количество битов, необходимое для учета каждого цвета в палитре, а предпочли использовать количество цветов в самой палитре. Это говорит о том, что не все знают об алфавитном способе количественной оценки данных.
3. Задания из раздела «Логика»
Многие одиннадцатиклассники сталкиваются с трудностями при попытке разложить сложные логические выражения и упростить их с помощью принципов алгебраической логики.
Топ-3 ошибки в ЕГЭ по математике
1. Задание 3, Часть 1 — действия с геометрическими фигурами
Обычно ученики не до конца прорабатывают этот вопрос и рассматривают средний результат как окончательный ответ. В общем, они не умеют формировать правильный треугольник.
2. Задание 6, Часть 1 — умение анализировать график производной функций
Учащиеся могут неправильно истолковать задание или не знать о связи между свойствами функции и ее производной. Они исследуют точки под осью x, в то время как им следовало бы сосредоточиться на убывающих участках функции. Поэтому правильным ответом является 4, в то время как многие дают 2.
3. Задание 14, Часть 2 — решение неравенств
Многие ученики 11 класса допускают ошибки при решении квадратных и дробно-рациональных неравенств, поскольку используют те же приемы, что и при решении уравнений, забывая, что неравенства имеют свои особенности. Они не знают, как составить систему уравнений, и не используют процесс интервалов. Это верный способ решить все неравенства в задаче. Он универсален в своем применении и помогает избежать многих ошибок.
Топ-3 ошибки в ЕГЭ по русскому
1. Задание 8 — поиск соответствия между грамматической ошибкой и предложением, в котором она допущена
Здесь школьникам с трудом удается:
- найти ошибки в использовании деепричастных оборотов;
- определить, как согласовать предлог с существительным, например: вследствие (чего?)сложности (нужен родительный падеж), НО наперекор (кому?) родителям (нужен дательный падеж);
- проанализировать предложения с однородными членами.
2. Задание 10 — правописание приставок
Ученики часто упускают возможность включить буквы «й» и «и» после приставок и не осознают контраст между звонкими и незвонкими согласными в этом задании.
Пример:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- без..нициативный, вз..скать, роз..грыш
- обе..доленный, чере..чур, не..держанный
- пр..бить (гвоздь), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный
- арх..важный, ант..художественный, д..сквалификация
- поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зослать (письма)
3. Задание 24 — на поиск синонимов, антонимов, омонимов, фразеологических оборотов и т. д.
Студенты, как правило, с трудом определяют фразеологические выражения в приведенных фрагментах текста. Они склонны путать идиомы с олицетворениями, эпитетами и метафорами.
Пример:
Из предложений 29–31 выпишите один фразеологизм.
Фрагмент текста:
(29)За оврагом, за соломенными крышами овинов вился струйками к серенькому, застенчивому небу дым из печей.
(30)Тоска была в глазах у мальчика — тоска по такой вот косой избе, которой у него нет, по широким лавкам вдоль стен, по треснувшему и склеенному бумагой окошку, по запаху горячего ржаного хлеба с пригоревшими к донцу угольками.
(31)Я подумал: как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется.
Топ-3 ошибки в ЕГЭ по обществознанию
1. Задания о налоговой системе РФ
Могут встретиться как в первой, так и во второй части ЕГЭ. Обычно у студентов вызывает затруднение транспортный сбор, земельный сбор, а также сбор с физических лиц. Кроме того, сложной задачей является запоминание различий между федеральными, региональными и местными налогами, а также их определений.
2. Задания о принципах организации государственной власти в РФ
В этом случае школьники часто не знают:
- названия высших государственных органов РФ;
- о связи между государственной функцией и соответствующей ветвью власти / высшим органом власти / должностным лицом;
- назначения и функции законодательной и исполнительной власти;
- полномочия федерального уровня и уровня субъектов РФ.
3. Задания на знание социальных ролей, связанных с активным участием в экономической жизни общества, и функции общественных институтов
Сюда относятся:
- социальные роли в трудовой сфере, потребителя, налогоплательщика и т. д.;
- функции финансовых институтов (банки), экономических процессов (инфляция, безработица).
История
Как правило, ошибки на едином государственном экзамене допускаются в вопросах по зарубежной истории. Но и наша собственная тоже не лишена недостатков.
Когда речь заходит о российской истории, студентам задают сложные вопросы о действиях выдающихся деятелей. Хотя Дмитрий Донской, Иван Грозный и Иосиф Сталин, как правило, хорошо известны, а Даниил Галицкий и Всеволод Большое Гнездо остаются далекими воспоминаниями об ушедшей эпохе. Даже Александру Невскому выпускники дали неверную хронологию, и вместо победы над шведами в Невской битве его заставили сражаться на реке Калка. К сожалению, многим учащимся не хватает надлежащей хронологии в обеих областях. Попытка воспроизвести основные события Второй мировой войны кажется им практически невозможной, поскольку они борются с точным определением мест на исторических картах прошлых веков.
Литература
Сегодня многие молодые люди не находят времени на чтение книг. В результате они с трудом пишут сочинения на незнакомые им темы и допускают ошибки в некоторых деталях.
Они не запоминают имена персонажей и места действия, упускают из виду нюансы повествования, не могут связать произведения с их авторами или литературными деятелями и их знаменитыми фразами. Когда у учеников нет реального понимания предмета, им становится трудно избежать фактических ошибок в своих работах.
Большинство старшеклассников при написании эссе выбирают тексты начала девятнадцатого или начала двадцатого веков, однако, что удивительно, 10,5 процента учащихся еще даже не начали работу над эссе. Эта печальная статистика свидетельствует либо о полном отсутствии навыков чтения, либо о неспособности правильно анализировать написанный материал.
Педагоги обеспокоены нынешним состоянием литературного образования в школах, поскольку наблюдается низкий уровень культуры чтения, ограниченное знание литературы и неглубокое понимание текстов. Многим учащимся трудно написать качественное сочинение из-за недостаточного владения искусством изложения. В качестве альтернативы некоторые студенты выбирают более короткий пересказ или смотрят фильмы и посещают театральные постановки, что делает эту проблему слишком распространенной среди современной молодежи.
Литература также стала непопулярным выбором для сдачи экзаменов, а это значит, что тех, кто все же решит сдавать единый государственный экзамен по литературе, могут принять только в университеты, связанные с литературой, журналистикой или другими письменными и гуманитарными дисциплинами.
Физика
Средний балл по физике в 2022 году составляет 54,11, в то время как в 2021 и 2020 годах он был 55,1 и 54,5 соответственно, что свидетельствует о том, что выпускники не смогли эффективно решать задачи по физике.
Больше всего проблем вызвала электродинамика: 48% опрошенных не смогли решить такие задачи. Однако более обнадеживающая картина сложилась в отношении квантовой физики, термодинамики и механики, где процент выполнения заданий составил от 54% до 58%.
Кроме того, выпускникам этого года особенно сложно было правильно интерпретировать графики — только 40% справились с заданиями обычной сложности, в то время как с заданиями продвинутого уровня справились только 13%.
Задания по астрофизике были, как всегда, сложными. Это было похоже на попытку объяснить малышам, что такое астероиды, только для того, чтобы информация закрепилась и было меньше шансов, что они сделают ошибки на экзамене. К сожалению, только 12% учеников показали хорошие результаты по астрофизике.
И смех, и плач можно было услышать от репетиторов по физике, когда они видели результаты математических расчетов своих учеников. Неправильный перевод ньютонов в микроньютоны и температур в кельвины был распространенной ошибкой.
Более того, большинство выпускников испытывали трудности с базовым оборудованием, таким как манометры и амперметры. Они также не могли правильно снять с них точные показания.
Биология
Экзамен по биологии выбирают в основном те, кто собирается поступать в медицинский или педагогический вуз, и готовиться к нему непросто. Каждый раздел в нем может представлять свои проблемы, особенно научные методы познания, с которыми справились только 5% учащихся. Также сложно детям дается селекция, но не все должны быть мичуринцами. Цитология кажется более понятной в отношении строения клеток, соединительных структур и функций, а также ДНК освоена достаточно хорошо.
Что касается тем, связанных с системами организма, ученики демонстрируют хорошие знания и аналитические навыки. Тем не менее, было много трудностей с темами о здоровье человека, такими как заполнение диаграмм о глазах или понимание того, как углекислый газ движется по кровеносной системе. Однако в целом картина выглядит скорее положительной, чем отрицательной.
География
1. Выпускники могут быть не знакомы с географическими понятиями и фразами, такими как континентальная погода, циклон и антициклон, восходящий и нисходящий поток, источник, эстуарий, впадина, канал, шельф или кратон. Им также может не хватать понимания признаков природных областей или взаимосвязи между компонентами природных систем.
2. 13% испытуемых не понимают, как широтная зональность связана с суточным вращением планеты, то есть они не понимают, что такое географическая зональность и чем она вызвана.
3. Ошибки часто были вызваны непониманием того, как распределяются температура и влага по планете, каковы особенности погоды на разных континентах и в России, а также где расположены климатические регионы.
4. Еще в 2018 году исследования показали, что многие студенты имеют ограниченные знания об основных регионах России. Например, почти половина выпускников не знали, что Иркутская область является частью Дальнего Востока.
Химия
У студентов не возникло никаких проблем с основами школьного курса химии. Большинство из них знали, как устроен атом, и могли сравнить атомы различных веществ, а также что такое валентность и состояние окисления. Выпускники продемонстрировали в целом хорошее понимание основных понятий неорганической химии.
Тем не менее, электроотрицательность и задачи, связанные с ковалентной химической связью, оказались сложными для некоторых из них. Органическая химия оказалась непонятной для нескольких выпускников.
Большинство ошибок учащиеся допустили в заданиях по теории строения органических соединений, распознаванию свойств спиртов и азотных соединений, что свидетельствует о том, что они не понимают, что может произойти с веществами при определенных условиях.
Кроме того, результаты государственного экзамена по химии показали, что выпускники не проявляют большого интереса к анализу химических веществ. Говоря иначе, ученики просто заучили пласт фактов, но даже небольшой шаг за эти границы приводит к тому, что они не знают, с какой стороны подойти к решению задачи.
Иностранные языки
Аудирование
Сложным для экзаменуемых стало задание на установление соответствия, когда правильным ответом является «В тексте не сказано».
Чтение
Наиболее сложными оказались задания 12–18, то есть задания высокого уровня сложности.
Грамматика и лексика
1. Типичными ошибками остаются употребление глаголов в формах Past и Future Simple, Present Perfect, Passive Voice в Past Simple.
2. Были ошибки в простых местоимениях разных видов, в употреблении числительных, множественного числа существительных, в степенях сравнения прилагательных.
3. В заданиях 32–38 экзаменуемые по-прежнему часто путают вводные слова however, moreover и therefore c союзами although, whenever, while.
4. Орфографические ошибки. Например, выявлено более шести вариантов неправильного написания слова unforgettable.
Письмо (здесь я приведу целые цитаты из аналитической справки ФИПИ):
1. «Наблюдаются ошибки в решении коммуникативной задачи в основном трех типов: вопросы задаются в неправильной временной форме, т. е. участник задания не понимает, о каком событии — будущем, настоящем или прошедшем — ему следует задать вопрос; 39 22 запрашивается информация, которая дана в письме-стимуле; задаются вопросы, относящиеся не к объекту запроса, а к другу по переписке».
2. «Иногда участники задают абсурдные вопросы, например: Is the dog as nice as you?, Is your dog a pet? В других вариантах участники делают логические ошибки в ответах на вопросы друга по переписке: What are the benefits of zoos in your opinion? — Zoos can show people different sides of nature или Well, I think that the main benefit of the zoo is that we can learn about wildlife. Типичная ошибка — нарушение логики — связана с употреблением местоимений, например, I think that animals should live in natural reserves because people often torture animals in zoos and they will feel more convenient there».
3. «Часто в личном письме неправильно используются средства логической связи, например: It is hard to look after the animals in spite of it being costly. People should respect animals and give them places where they can feel themselves as at home, as in natural area».
4. Второе задание раздела «Письмо»: «Многим показалась трудной тема Digital literacy is the key to success in any occupation („Цифровая/компьютерная грамотность — ключ к успеху в любой профессии“). Причем затруднения якобы в первую очередь вызвало слово literacy. Однако заявление о том, что в наше время слово „грамотность“ (literacy) выходит за пределы словаря современного выпускника, претендующего на поступление в ведущие языковые вузы страны, необоснованно. Невозможно согласиться с утверждением о том, что для выпускников школы в целом недоступны понятия „цифровая экономика“, „цифровая грамотность“, и выпускники не понимают роли информационно-коммуникационных технологий в современном мире».
5. «Анализ многих работ по теме An early choice of a career path is the key to success показал, что экзаменуемые не поняли тему, хотя все слова в ней были знакомы и сама тема с точки зрения интеллектуального восприятия несложна. В своих ответах экзаменуемые отклонялись от темы, в результате чего многие из них получили ноль баллов за это задание. Вместо того, чтобы составить исчерпывающий ответ, они выхватывали куски слов и использовали их для формирования своих ответов. Такое отсутствие целенаправленности означало, что они не смогли эффективно решить коммуникативную задачу.
6. „Много нулей по критерию ‘Решение коммуникативной задачи“ и, соответственно, за ответ на задание 40 оказалось и по теме Friendship is the greatest gift of life. Эта тема только на первый взгляд кажется простой. На самом деле такие „простые“ темы философского звучания (Family is the most important thing in life, Childhood is the safest period of human life, Childhood is the best period of human life) ничуть не проще „цифровой грамотности“, потому что они требуют более сложной и глубокой аргументации личной позиции и более сложной модельной дискуссии».
7. ‘Неумение выражать свои мысли, желание просто повторять заученное проявились в ряде непродуктивных работ по теме: Science is the first thing to be financed in the modern world, — где были заимствованы целые абзацы.
Как не допускать типичные ошибки на ЕГЭ: советы экспертов
Как можно заметить, встречается множество типичных ошибок. Кроме того, некоторые ситуации требуют глубокого понимания темы, в то время как в других случаях учащиеся допускают ошибки по всем дисциплинам в равной степени. Педагоги, проводящие занятия и готовящие учащихся к единому государственному экзамену, рекомендуют придерживаться следующих правил во время экзамена и при подготовке к нему:
- Писать на экзамене можно ручкой любого цвета. Не разрешается пользоваться гелевой пастой или письменными принадлежностями со стирающимися наконечниками, кроме черных. Кроме того, не разрешается пользоваться карандашами.
- Выходить за поля бланка запрещено.
- Ответ должен быть внесён разборчиво и аккуратно. Даже если ответ точен, он не будет принят во внимание, если не будет заполнен в требуемой области (графе или строке).
- В шапке указан образец заполнения бланка. Нужно строго следовать ему, не допуская ошибок. Например, писать печатные, а не прописные буквы.
- Формат ответа должен быть чётко соблюден. Если вам нужно выбрать один из заранее определенных ответов, напечатайте буквы или поставьте галочки. Когда от вас требуется сформировать ответ самостоятельно, очень важно, чтобы он был написан без грамматических и других ошибок.
- Не пишите лишнего — давайте чёткий ответ на поставленный вопрос.
- Внимательно читайте задание — в нём может быть спрятана ловушка, которую не всегда можно различить, если читать задание всего 1 раз.
- Обратная сторона бланка должна оставаться чистой.
- Зачеркивать ответ и писать новый вариант в том же поле запрещено.
В рамках подготовки к ЕГЭ преподаватель должен проинформировать студентов обо всех потенциальных проблемах, с которыми они могут столкнуться на экзамене. Помимо тщательной подготовки в течение длительного периода времени, необходимо, чтобы они могли справиться со своей тревогой и страхом во время аттестации, сосредоточиться на выполнении каждого задания и успеть ответить на все вопросы в отведенные сроки.
Привет! Меня зовут Анастасия и я рада приветствовать вас на моем блоге о репетиторстве. Я убеждена, что образование – это один из самых важных аспектов в жизни человека, и я готова поделиться своим опытом и знаниями в этой области.
На моем блоге вы найдете полезные советы о том, как стать лучшим репетитором, как подготовиться к урокам, как эффективно преподавать разные предметы и многое другое. Я также буду делиться своим опытом работы с учениками разных возрастов и помогать вам развивать свои профессиональные навыки.
Я надеюсь, что мой блог станет для вас полезным и интересным и поможет вам достичь больших успехов в карьере репетитора. Буду рада ответить на ваши вопросы и обсудить любые темы связанные с образованием и репетиторством!