Русский язык (упр.,контр.,тесты для начальной школы)
Графика и фонетика. скачать
1. В существительном объяснение:
а) 5 букв; в) 11 букв;
б) 9 букв; г) 10 букв.
2. В существительном звонарь:
а) 8 звуков; в) 2 звука;
б) 6 звуков; г) 7 звуков.
3. В прилагательном белая:
а) 2 слога; в) 3 слога;
б) 5 слогов; г) 4 слога.
4. В каком слове буква Я распадается на два звука:
а) фляга; в) янычар;
б) дятел; г) шляпка.
5. В каком слове буква Е распадается на два звука:
а) бечевка; в) сетка;
б) колье; г) мармелад.
6. Какие слова имеют одинаковый по звуку состав:
а) поёт – поэт; в) изморозь – изморось;
б) врал – враль; г) лез – лес.
7. Какое слово произносится так же,как пишется:
а) мужчина; в) влиться;
б) трамвай; г) сердце.
8. В каком слове не совпадает количество букв и звуков:
а) лайка; в) истина;
б) Тверь; г) Юлька.
9. Сколько гласных в русском языке:
а) 6; в) 10;
б) 9; г) 7;
10. Сосчитайте количество звуков [О]:
Молчат пока об этом.
а) 3 ; б) 0; в) 1; г) 2.
11. Сосчитайте количество звуков [У]:
На столе корюшка, на серванте сушка.
а) 2; б) 1; в) 4; г) 3.
Найдите слово, соответствующее следующему заданию:
12. Буква Ё смягчает идущий перед ним согласный:
а) цевьё; в) ёлка;
б) льёт; г) грёза.
13. Буква Ю смягчает идущий перед ним согласный:
а) лью; в) рюмка;
б) Юрка; г) ночью.
14. Какое слово состоит из трех звуков:
а) ерш; в) тюк;
б) елка; г) юла.
15. Найдите слово со звуком [ Й ]:
а) тема; в) ревет;
б) шея; г) чек.
16. Найдите слово из пяти звуков:
а) лень; в) ломаться;
б) лаять; г) прелестный.
17. В каком слове одинаковое количество букв и звуков:
а) день; в) известный;
б) барьер; г) молния.
18. Количество звуков превосходит количество букв в слове:
а) яблоко; в) угодья;
б) насос; г) вымпел.
19. Количество букв превосходит количество звуков в слове:
а) аврал; в) снадобья;
б) тюлень; г) лайка.
20. В каком слове буква Я смягчает идущий перед ней согласный:
а) крякать; в) тулья;
б) ямб; г) каяк.
21. В каком слове буква Е смягчает идущий перед ним согласный:
а) есть; в) бьет;
б) лежанка; г) разъезд.
22. В каком слове отсутствуют звонкие согласные звуки:
а) корова; в) шаг;
б) Бармалей; г) волос.
23. В каком слове количество звуков превышает количество букв:
а) топлю; в) стремиться;
б) бельё; г) деление.
Выберите ответ с правильным делением слов:
24. По слогам:
а) книг-а; в) ев-ро-пейск-ий;
б) ка-ли-тка; г) во-лк.
25. Для переноса:
а) о-гонь; в) показало-сь;
б) двой-ка; г) Тверска-я.
26. В каком слове пишется один безударный гласный, а звучит другой:
а) лампа; в) пора; д) книга;
б) порода; г) живет; е) утроба.
27. В каких словах наблюдается оглушение парных по звонкости/глухости согласных:
а) бег; в) томик; д) мотыльки;
б) дрязги; г) варежка; е) наледь.
28. Отметьте слова, состоящие из трех слогов, с ударением, падающим на второй слог:
а) генерал; в) калина; д) земляника;
б) вертопрах; г) зазнобушка; е) зевота.
29.Обозначьте цифрами количество слогов в словах:
а) внимание , б) зеленая .
30. Укажите слова, подлежащие переносу, запишите их рядом через черточку:
линейка ушко
створ аббат
31. Придумайте два слова из двух слогов с ударением на первом слоге:
32. Придумайте два слова из трех слогов с ударением на втором слоге:
33. Сколько звуков в словах прелестница , иноходь .
34. Назовите все гласные звуки.
35. Восполните парные по звонкости/глухости согласные:
П …. Г … Ш ….
…. В …. Т …. С
Тестовые упражнения на тему : "Имя существительное”.
1.Придумайте существительные, относящиеся:
к 1-му скл. ко 2-му скл. к 3-му скл.
____________________ ________________________ ________________________
____________________ ________________________ ________________________
____________________ ________________________ ________________________
____________________ ________________________ ________________________
2. Сгруппируйте в столбики слова:
лечь, харчевня, тело, лень, Ратибор, глупость, каши, книга, радость, флюгер, лампа, снег, цапля, дерево, молодежь, лесть, берлоги, ночь, словарь, снасть.
____________________ ________________________ ________________________
____________________ ________________________ ________________________
____________________ ________________________ ________________________
____________________ ________________________ ________________________
____________________ ________________________ ________________________
3. Просклоняй существительные походка, стекло, скворец, плесень.
Им.____________________ ________________________ ________________________
Род.____________________ ________________________ ________________________
Дат.____________________ ________________________ ________________________
Вин.____________________ ________________________ ________________________
Твор.____________________ ________________________ ________________________
Предл.____________________ ________________________ ________________________
4. Прочтите текст восполните пробелы ,обозначьте падеж и склонение всех существительных.
Незаметно лето пролетело. Впереди з__л__тая осень. Сх_ди в лес. На __пушках т_лпятся гр__бы. Покр__сневшие под__синовики прячутся в траве. После дождя в лесу можно найти сколь_кие белые грибы, душ__стые рыж__ки. __пята обн_мают пост_ревшие пни. Вязкие болота рдеют алой клюквой. Меж д_еревьев пл_менеют р_биновые грозд__я.
Наступили погож__е дни. Над г_л_вой чистое небо. Каждую тр__винку видно на дне руч_я. Ум__лк птич__ий гомон. Тиш_ и благодать в л_су.
5. Проставьте там, где нужно, мягкий знак:
теч__, грач__, лещ__, ключ__, лож__, полноч__, камыш__, молодеж__, трюкач__, вертёж__, тиш__, калач__, луч__.
Тестовые упражнения на тему: "Множественное число существительных”.
1. Сгруппируйте слова в столбики:
Бароны , машины, ночи, пни, стоны, ковриги, стекла, машины, дела, скорости, автомобили, войны, напасти, крыши, тени, горы, тени, глупости.
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
_________________ _____________________ ___________________
________________ ____________________ ___________________
________________ ____________________ ___________________
________________ ____________________ ___________________
________________ ____________________ ___________________
________________ ____________________ ___________________
2. Заполните существительными домны, кони, дела и тени таблицу.
Падеж Вопрос Предлог Окончание Род Склонение
Им.
Род.
Дат.
Вин.
Тв.
Предл.
3. Подберите замену данным в скобках существительным единственного числа на существительные множественного числа . Восполните пробелы. Определите падеж существительных.
Осень. Пожухлые лист_я л__жат на (дорожка, аллея), в (садах и парках). Толькл на (сосна) иголки ост_ются з__лёными.
4. Как узнать,в каком падеже стоит существительное множественного числа?
____________________________________________
____________________________________________
5. Просклоняйте существительные в родительный падеж множественного числа.
Помидоры - ___________________. Мандарины - _________________________.
Носки - _______________________. Кушаки - ___________________________.
Следки - ____________________. Миллиграммы - ________________________.
Ушанки - _____________________. Метелки - _____________________________.
Окна - ______________________. Тела - _______________________________.
Яблоки - _____________________. Рельсы - _____________________________.
Стекла - _______________________. Игрушки - ___________________________
Тестовые упражнения на тему: "Падежи и падежные окончания трех склонений существительных в единственном числе”.
1. Запишите в таблицу существительные блесна ,врач, дело и рожь, просклоняйте их.
Падеж Вопрос Предлог Окончание Род Склонение
Им.
Род.
Дат.
Вин.
Тв.
Предл.
2. Прочтите упражнение. Определите склонение и падеж существительных.
На улиц_,в дом_,в школ_,на экскурси_ надо вести себя так, чтобы не досаждать окружающ_____ . Нельзя опаздывать. Некрасиво проходить вдоль ряд__ спин_к человеку.Нельзя разоваривать одновременно с другими, перебивать старших. Вежливость не бывает лишней..
3. Сгруппируйте существительные в столбики: ночь, кусок, ложка, тишь, меч, лошадка.
Дат. Твор.
_______________________ __________________________
_______________________ __________________________
_______________________ __________________________
_______________________ __________________________
_______________________ __________________________
_______________________ __________________________
4. Восполните пробелы, определите падеж.
Из лест__, на Маш___ ,около игрушк___, от лошад___, ни в горест___, к Марин___ Сергеевн___, по машин___, в голод___, возле бабушк___, в жимолост___ ,о скромниц___, нет овец___ и лошад___, по простын___, на осл___.
5. Придумайте и запишите рассказ(5-7 предл.),употребляя данные слова и словосочетания.
От машине к машине, Тюльпановка, на даче,помочь в деле, за селом, собирали, созревшая пшеница, за кустами, в школе, с тётей Олей.
________________________________________________________
________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Тестовые упражнения на тему: "Второе склонение существительных единственного числа.”
1. Выберите существительные только 2-го склонения.
Осел, доктор, вилка, рожь, выя, окно, снасть, ель, глупыш, весло, таран, сыч, орел, девица, озеро, стрелец, вина, сноб.
__________________________________________________________
___________________________________________________________
2. Запишите в таблицу существительные урок и гнездо,просклоняйте их.
Падеж Вопрос Предлог Окончание Род Склонение
Им.
Род.
Дат.
Вин.
Тв.
Предл.
3.Определите падеж существительных 2-го склонения, восполните окончания.
Держись молодц____, провожали астронавт___, молчать на берег___, ехал в автобус___, почитай родител___, кофе с молок____, налить в стакан_, ожидай автобус_.
4. Образуйте сочетания слов, определите падежи существительных.
Ищет, на, глобус - ___________________________________________________.
Сидит, в, вертолёт - _____________________________________________________.
Картина, на, стене - ____________________________________________________.
Целиться, в, мишень - _______________________________________________________.
Видит, мальчик - _________________________________________________________.
Услышал, об, измена - ______________________________________________________.
Поехал, по, обочина - ___________________________________________________.
5. В предложениях раскройте скобки, определите образовавшийся падеж, обозначь его.
Засеяно поле (пшеница, ячмень)_________________________________________.
Орел устремился за (добыча)________________________________________________.
Папа играет в (клуб) _______________________________________________.
В музыкальном (колледж) _______________________ учат играть на (аккордеон,гитара) __________________________________________.
6. Сочините рассказ(5-7 предл),используя предлагаемые ниже слова и сочетания слов.
На завалинке, роща, тополь, в середине дня, дуб, глухарь, уха, ливень, луч солнца золотого, грозовые облака, тропинка.
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Тестовые упражнения на тему: "Третье склонение существительных единственного числа.”
- Выпиши только имена существительные 3-его склонения.
Лямка, ночь, стерлядь, сетка, ясень, цель, кофточка, твердь, шарж, тень, кисть, кокон, стелька, тумак, лани, соль, сестричка, день.
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2. Запишите существительные ткань и площадь в таблицу, просклоняйте их.
Падеж Вопрос Окончание Род Склонение
Им.
Род.
Дат.
Вин.
Твор.
Предл.
3.Образуйте от предлагаемых существительных существительные 3-го склонения без суффикса. Составьте их попарно.
Дочка - ____________________. Брошка - _____________________________.
Вещичка - ____________________. Гармошка - ___________________________.
Свирелька - ____________________. Пылища - __________________________.
Синька - ____________________. Былина - _____________________________.
Жестянка - ____________________. Щелка - __________________________.
Частичка - ____________________.
4. Раскройте скобки, правильно просклоняв существительные.
Лежит в (окрестность, лавка, стол)_____________________________________
Забыл о (честь,злость)_______________________________________________.
Вкусный кусок (снеди)_____________________________________________.
Работа (дрель)_____________________________________________.
Работа (дрель)_____________________________________________.
Прислонился (ель) )_____________________________________________.
5. Прочтите упражнение, восполните, где необходимо ,пробелы.
Летом я часто ловлю по ночам рыбу. Д__рога к р_ке пролегает через густую рож_. То мыш_ прошуршит ,то слышится рядом плач_. Это сыч_ запел свою грус_ную песню . Тихо камы___ разговаривает с р__кой. У самой в__ды стоит шала___.
6. Раскройте скобки, отвечая на заданные вопросы.
О ком думает мама? (Дочь)_______________________________________________________
Чем кормят собаку? (Кость)____________
Тест - задания.
Вариант I
1.Разберите слова по составу:
ковка, пылинка, молодец.
2. Укажите морфему, при помощи которой образованы слова в правом столбце.
ломал - поломал
летел - перелетел
дул- продул
кричал- накричал
3. При помощи какой морфемы от данных глаголов возможно образовать глаголы, имеющие значение приближения и удаления? Отметьте ее.
плавает –
бегает –
мчится –
4.В каких словах за является:
1)-частью корня;
2)-приставкой.
Выделите приставки и корни.
запах, забежать, заноза, зачет.
5. Разберите слова задания 4 по составу.
6 Выразите при помощи одного слова название предмета/объекта, который «скоро ходит»,
«скоро варит». Выделите корни, обведите кружком гласную, их соединяющую.
Вариант II
1.Разберите слова по составу:
шишка, ежик, заготовка.
2. Укажите морфему, при помощи которой образованы слова в правом столбце.
качал – накачал
скучал - заскучал
ехал - уехал
кричал – перекричал.
3. При помощи какой морфемы от предлагаемых глаголов можно образовать глаголы законченного действия.? Образуйте глаголы и обозначьте морфему.
ломал –
кричал –
бежал –
4. Подчеркните слова с приставкой на-:
накидка, нафталин, наждачка, набросить, наглый.
5. Подчеркните слово ,приставка в котором несет в себе значение множественности:
громкость, полиглот, наехать, бросок ,стремление.
6. Придумайте слова с корнями -мет-, -бетон-, -лес-,образованные сложением. Разберите их по составу, обозначив соединительную гласную.
Вариант III
1.Разберите по составу слова:
значение, полет, круглый.
2. Укажите морфему, при помощи которой образованы слова в правом столбце.
пилил – распилил
бил – убил
жил – зажил
ехал – приехал.
3. При помощи какой морфемы от предлагаемых глаголов можно образовать глаголы законченного действия.? Образуйте глаголы и обозначьте морфему.
делил –
пахал –
ел –
4. Подчеркните слова с приставкой за-:
заяц, законченность, законный, зал, запрыгнуть.
5. Подчеркните слово с иноязычной приставкой:
прилив, ультрамарин, сверхъестественно.
6. Придумайте слова с корнями -газ-, -вод-, -лед-,образованные сложением. Разберите их по составу, обозначив соединительную гласную.
Итоговые контрольные работы.
Вариант 1.
1. Разберите по составу слова:
бублики, зеленые, пылинка.
2. При помощи каких приставок можно образовать глаголы противоположного значения? Запишите полученные результаты.
раскопать –
улететь –
войти –
3. Объясните значение слов дымок, пальчик. Подберите ряд однокоренных слов.
4.Выразите сказанное одним словом.
Емкость, в которой хранят суп, –
Самый холодный сезон –
5. Придумайте признаки, соответствующие определяемым ими предметам. Запишите их.
... дело
... слива
... тетрадь
6.Раскройте скобки, подбирая подходящие по смыслу слова. Запишите словосочетания:
управление (дома, завода, автомобиля) –
длинный (экскаватор, эскалатор) –
отпуск (представить, предоставить) –
Вариант II
1. Разберите по составу слова:
нелегкий, честные, сырец.
2. При помощи каких приставок можно образовать глаголы противоположного значения? Запишите полученные результаты.
приползти –
прибежать –
спрыгнуть –
3. Объясните значение слов замерщик, парник. Подберите ряд однокоренных слов.
4.Выразите сказанное одним словом.
Загородная асфальтированная дорога, по которой ездят машины,–
Помещение, где продаются товары, –
5. Придумайте признаки, соответствующие определяемым ими предметам. Запишите их.
... штучка
... лепесток
... ливень.
6.Раскройте скобки, подбирая подходящие по смыслу слова. Запишите словосочетания:
гнездо (осиное, осиновое) –
цветок (душный, душистый, душевный) –
новая(ферма, форма, фирма) –
Вариант III
1. Разбери по составу слова:
заозерный, подвижник.
2. При помощи каких приставок можно образовать глаголы противоположного значения? Запишите полученные результаты.
выйти –
согнуть –
разомкнуть –
3. Объясните значение слов заоконный, тайник. Подберите ряд однокоренных слов.
4.Выразите сказанное одним словом.
Книга, в которой собраны непроверяемые слова,–
Искусственный водоем для занятий плаванием –
5. Придумайте признаки, соответствующие определяемым ими предметам. Запишите их.
... сырок
... лампа
... круг.
6.Раскройте скобки, подбирая подходящие по смыслу слова. Запишите словосочетания:
прозвище (обидное, обидчивое) –
электрический (скит,скот,скат) –
зажечь (свет, костёр, свечку) –
Составил Артюгов М.В.