Вход для репетиторов



Контакты:

телефон:
 +7 (921) 944-77-38

e-mail:
admin@inforepetitor.ru

skype:
inforepetitor call-center

Русский язык (упр.,контр.,тесты для начальной школы)

Графика и фонетика.   скачать

 

1. В существительном объяснение:

 

а) 5 букв;                         в) 11 букв;

 

б) 9 букв;                         г) 10 букв.

 

2. В существительном звонарь:

 

             а) 8 звуков;                     в) 2 звука;

 

             б) 6 звуков;                     г) 7 звуков.

 

3. В прилагательном белая:

 

             а) 2 слога;                         в) 3 слога;

 

             б) 5 слогов;                       г) 4 слога.

                

4. В каком слове буква Я распадается на два звука:

 

           а) фляга;                          в) янычар;

 

           б) дятел;                            г) шляпка.

5. В каком слове буква Е распадается на два звука:

 

           а) бечевка;                          в) сетка;

 

           б) колье;                          г) мармелад.

 

 

6. Какие слова имеют одинаковый по звуку состав:

 

         а) поёт – поэт;                       в) изморозь – изморось;

 

         б) врал – враль;                       г) лез – лес.

 

7. Какое слово произносится так же,как пишется:

 

           а) мужчина;                              в) влиться;

 

           б) трамвай;                                г) сердце.

 

8. В каком слове не совпадает количество букв и звуков:

 

              а) лайка;                            в) истина;

 

             б) Тверь;                            г) Юлька.

 

9. Сколько гласных в русском языке:

 

             а) 6;                                   в) 10;

 

             б) 9;                                    г) 7;

 


10. Сосчитайте количество звуков [О]:

 

            Молчат пока об этом.

 

         а) 3 ;                б) 0;                   в) 1;                 г) 2.

11. Сосчитайте количество звуков [У]:

 

        На столе корюшка, на серванте сушка.

 

         а) 2;                     б) 1;                   в) 4;                 г) 3.

 

Найдите слово, соответствующее следующему заданию:

 

12. Буква Ё смягчает идущий перед ним согласный:

 

         а) цевьё;                     в) ёлка;

 

         б) льёт;                       г) грёза.

 

13. Буква Ю смягчает идущий перед ним согласный:

 

         а) лью;                       в) рюмка;

 

         б) Юрка;                      г) ночью.

 

14. Какое слово состоит из трех звуков:

        

             а) ерш;                     в) тюк;          

 

             б) елка;                   г) юла.    

 

15. Найдите слово со звуком [ Й ]:

 

         а) тема;                      в) ревет;

 

         б) шея;                       г) чек.

 

16. Найдите слово из пяти звуков:

 

         а) лень;                     в) ломаться;

 

         б) лаять;                       г) прелестный.

 

17. В каком слове одинаковое количество букв и звуков:

 

         а) день;                       в) известный;

 

         б) барьер;                   г) молния.

 

18. Количество звуков превосходит количество букв в слове:

 

         а) яблоко;                     в) угодья;

 

         б) насос;                     г) вымпел.

 


19. Количество букв превосходит количество звуков в слове:

 

         а) аврал;                     в) снадобья;

 

         б) тюлень;                г) лайка.

          

20. В каком слове буква Я смягчает идущий перед ней согласный:

 

         а) крякать;                   в) тулья;

 

         б) ямб;                           г) каяк.

 

21. В каком слове буква Е смягчает идущий перед ним согласный:

 

         а) есть;                           в) бьет;

 

        б) лежанка;                 г) разъезд.

 

22. В каком слове отсутствуют звонкие согласные звуки:

 

         а) корова;                     в) шаг;

 

         б) Бармалей;                   г) волос.

 

23. В каком слове количество звуков превышает количество букв:

 

         а) топлю;                     в) стремиться;

 

         б) бельё;                     г) деление.

 

Выберите ответ с правильным делением слов:

 

24. По слогам:

 

           а) книг-а;                       в) ев-ро-пейск-ий;

 

            б) ка-ли-тка;                     г) во-лк.

 

25. Для переноса:

 

           а) о-гонь;                       в) показало-сь;

 

           б) двой-ка;                     г) Тверска-я.

 

26. В каком слове пишется один безударный гласный, а звучит другой:

 

       а) лампа;                   в) пора;                 д) книга;

 

       б) порода;                     г) живет;               е) утроба.

                          

27. В каких словах наблюдается оглушение парных по звонкости/глухости согласных:

 

       а) бег;                     в) томик;               д) мотыльки;    

 

       б) дрязги;                   г) варежка;           е) наледь.


28. Отметьте слова, состоящие из трех слогов, с ударением, падающим на второй слог:

 

       а) генерал;                   в) калина;                   д) земляника;    

 

       б) вертопрах;                   г) зазнобушка;             е) зевота.

 

29.Обозначьте цифрами количество слогов в словах:

 

         а) внимание                 ,   б) зеленая         .

 

30. Укажите слова, подлежащие переносу, запишите их рядом через черточку:

 

линейка                                                       ушко                                          

 

створ                                                            аббат

 

31. Придумайте два слова из двух слогов с ударением на первом слоге:

 

32. Придумайте два слова из трех слогов с ударением на втором слоге:

 

33. Сколько звуков в словах прелестница                           ,   иноходь                        .

 

34. Назовите все гласные звуки.

 

35. Восполните парные по звонкости/глухости согласные: 

       

П       ….         Г           …           Ш     ….

 

                           ….         В         ….         Т           ….       С

 

Тестовые упражнения на тему : "Имя существительное”.

 

1.Придумайте существительные, относящиеся:

 

к 1-му скл.            ко 2-му скл.          к 3-му скл.

____________________                ________________________       ________________________

____________________                ________________________       ________________________

____________________                ________________________       ________________________

____________________                ________________________       ________________________

 

2. Сгруппируйте в столбики слова:

 

лечь, харчевня, тело, лень, Ратибор, глупость, каши, книга, радость, флюгер, лампа, снег, цапля, дерево, молодежь, лесть, берлоги, ночь, словарь, снасть.

____________________                ________________________       ________________________

____________________                ________________________       ________________________

____________________                ________________________       ________________________

____________________                ________________________       ________________________

____________________                ________________________       ________________________

 

3. Просклоняй существительные походка, стекло, скворец, плесень.

 

   Им.____________________     ________________________       ________________________

   Род.____________________    ________________________       ________________________

   Дат.____________________    ________________________       ________________________

   Вин.____________________   ________________________       ________________________

   Твор.____________________ ________________________       ________________________

   Предл.____________________               ________________________       ________________________


4. Прочтите текст восполните пробелы ,обозначьте падеж и склонение всех существительных.

 

   Незаметно лето пролетело. Впереди з__л__тая осень. Сх_ди в лес. На __пушках т_лпятся гр__бы. Покр__сневшие под__синовики прячутся в траве. После дождя в лесу можно найти сколь_кие белые грибы, душ__стые рыж__ки. __пята обн_мают пост_ревшие пни. Вязкие болота рдеют алой клюквой. Меж д_еревьев пл_менеют р_биновые грозд__я.

   Наступили погож__е дни. Над г_л_вой чистое небо. Каждую тр__винку видно на дне руч_я. Ум__лк птич__ий гомон. Тиш_ и благодать в л_су.

5. Проставьте там, где нужно, мягкий знак:

теч__, грач__, лещ__, ключ__, лож__, полноч__, камыш__, молодеж__, трюкач__, вертёж__, тиш__, калач__, луч__.

 

Тестовые упражнения на тему: "Множественное число существительных”.

 

1. Сгруппируйте слова в столбики:

 

Бароны , машины, ночи, пни, стоны, ковриги, стекла, машины, дела, скорости, автомобили, войны, напасти, крыши, тени, горы, тени, глупости.

 

1-е скл.                                          2-е скл.                            3-е скл.

_________________       _____________________              ___________________

________________          ____________________                ___________________

________________          ____________________                ___________________

________________          ____________________                ___________________

________________          ____________________                ___________________

________________          ____________________                ___________________

 

2. Заполните существительными домны, кони, дела и тени таблицу.

 

                   Падеж   Вопрос   Предлог   Окончание   Род   Склонение

Им.

Род.

Дат.

Вин.

Тв.

Предл.  

                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                    

3. Подберите замену данным в скобках существительным единственного числа на существительные множественного числа . Восполните пробелы. Определите падеж существительных.

 

Осень. Пожухлые лист_я л__жат на (дорожка, аллея), в (садах и парках). Толькл на (сосна) иголки ост_ются з__лёными.

 

 

4. Как узнать,в каком падеже стоит существительное множественного числа?

____________________________________________

____________________________________________


5. Просклоняйте существительные в родительный падеж множественного числа.

 

Помидоры - ___________________.         Мандарины - _________________________.

Носки - _______________________.         Кушаки - ___________________________.

Следки - ____________________.                           Миллиграммы - ________________________.

Ушанки - _____________________.          Метелки - _____________________________.

Окна - ______________________.             Тела - _______________________________.

Яблоки - _____________________.           Рельсы - _____________________________.

Стекла - _______________________.      Игрушки - ___________________________

 

Тестовые упражнения на тему: "Падежи и падежные окончания трех склонений существительных в единственном числе”.

 

1. Запишите в таблицу существительные блесна ,врач, дело и рожь, просклоняйте их.

 

               Падеж     Вопрос   Предлог Окончание Род   Склонение

Им.

Род.

Дат.

Вин.

Тв.

Предл.

                                                                                                                                                                  

2. Прочтите упражнение. Определите склонение и падеж существительных.

 

На улиц_,в дом_,в школ_,на экскурси_ надо вести себя так, чтобы не досаждать окружающ_____ . Нельзя опаздывать. Некрасиво проходить вдоль ряд__ спин_к человеку.Нельзя разоваривать одновременно с другими, перебивать старших. Вежливость не бывает лишней..

 

3. Сгруппируйте существительные в столбики: ночь, кусок, ложка, тишь, меч, лошадка.

 

Дат.                                                  Твор.

_______________________         __________________________

_______________________         __________________________

_______________________         __________________________

_______________________         __________________________

_______________________         __________________________

_______________________         __________________________

 

4. Восполните пробелы, определите падеж.

 

Из лест__, на Маш___ ,около игрушк___, от лошад___, ни в горест___, к Марин___ Сергеевн___, по машин___, в голод___, возле бабушк___, в жимолост___ ,о скромниц___, нет овец___ и лошад___, по простын___, на осл___.

 


5. Придумайте и запишите рассказ(5-7 предл.),употребляя данные слова и словосочетания.

 

От машине к машине, Тюльпановка, на даче,помочь в деле, за селом, собирали, созревшая пшеница, за кустами, в школе, с тётей Олей.

 

________________________________________________________

________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

Тестовые упражнения на тему: "Второе склонение существительных единственного числа.”

 

1. Выберите существительные только 2-го склонения.

 

Осел, доктор, вилка, рожь, выя, окно, снасть, ель, глупыш, весло, таран, сыч, орел, девица, озеро, стрелец, вина, сноб.

__________________________________________________________

___________________________________________________________

 

2. Запишите в таблицу существительные урок и гнездо,просклоняйте их.

 

                 Падеж   Вопрос     Предлог     Окончание   Род   Склонение

Им.

Род.

Дат.

Вин.

Тв.

Предл.

                                                           

3.Определите падеж существительных 2-го склонения, восполните окончания.

 

Держись молодц____, провожали астронавт___, молчать на берег___, ехал в автобус___, почитай родител___, кофе с молок____, налить в стакан_, ожидай автобус_.

 

4. Образуйте сочетания слов, определите падежи существительных.

 

Ищет, на, глобус - ___________________________________________________.

 

Сидит, в, вертолёт - _____________________________________________________.

 

Картина, на, стене - ____________________________________________________.

 

Целиться, в, мишень - _______________________________________________________.

 

Видит, мальчик - _________________________________________________________.

 

Услышал, об, измена - ______________________________________________________.

 

Поехал, по, обочина - ___________________________________________________.


5. В предложениях раскройте скобки, определите образовавшийся падеж, обозначь его.

 

Засеяно поле (пшеница, ячмень)_________________________________________.

 

Орел устремился за (добыча)________________________________________________.

 

Папа играет в (клуб) _______________________________________________.

 

В музыкальном (колледж) _______________________ учат играть на (аккордеон,гитара) __________________________________________.

 

6. Сочините рассказ(5-7 предл),используя предлагаемые ниже слова и сочетания слов.

 

На завалинке, роща, тополь, в середине дня, дуб, глухарь, уха, ливень, луч солнца золотого, грозовые облака, тропинка.

 

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

Тестовые упражнения на тему: "Третье склонение существительных единственного числа.”

 

  1. Выпиши только имена существительные 3-его склонения.

Лямка, ночь, стерлядь, сетка, ясень, цель, кофточка, твердь, шарж, тень, кисть, кокон, стелька, тумак, лани, соль, сестричка, день.

 

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

2. Запишите существительные ткань и площадь в таблицу, просклоняйте их.

 

       Падеж            Вопрос     Окончание     Род   Склонение

Им.                                                     

Род.                                                   

Дат.                                                  

Вин.                                                  

Твор.

Предл. 

                                             

3.Образуйте от предлагаемых существительных существительные 3-го склонения без суффикса. Составьте их попарно.

 

Дочка - ____________________.               Брошка - _____________________________.

Вещичка - ____________________.           Гармошка - ___________________________.

Свирелька - ____________________.        Пылища - __________________________.

Синька - ____________________.             Былина - _____________________________.

Жестянка - ____________________.         Щелка - __________________________.

Частичка - ____________________.       


4. Раскройте скобки, правильно просклоняв существительные.

 

Лежит в (окрестность, лавка, стол)_____________________________________

 

Забыл о (честь,злость)_______________________________________________.

 

Вкусный кусок (снеди)_____________________________________________.

 

Работа (дрель)_____________________________________________.

 

Работа (дрель)_____________________________________________.

 

Прислонился (ель) )_____________________________________________.

 

5. Прочтите упражнение, восполните, где необходимо ,пробелы.

 

Летом я часто ловлю по ночам рыбу. Д__рога к р_ке пролегает через густую рож_. То мыш_ прошуршит ,то слышится рядом плач_. Это сыч_ запел свою грус_ную песню   . Тихо камы___ разговаривает с р__кой. У самой в__ды стоит шала___.

 

6. Раскройте скобки, отвечая на заданные вопросы.

 

О ком думает мама? (Дочь)_______________________________________________________

 

Чем кормят собаку? (Кость)____________

 

Тест - задания.

 

Вариант I

 

1.Разберите слова по составу:

 

ковка, пылинка, молодец.

 

2. Укажите морфему, при помощи которой образованы слова в правом столбце.

                                                                                                                                       

ломал - поломал

летел - перелетел

дул- продул

кричал- накричал

 

3. При помощи какой морфемы от данных глаголов возможно образовать глаголы, имеющие значение приближения и удаления? Отметьте ее.

 

плавает –

бегает –

мчится –

 

4.В каких словах за является:

 

1)-частью корня;

2)-приставкой.

 

   Выделите приставки и корни.

 

запах, забежать, заноза, зачет.

 

5. Разберите слова задания 4 по составу.

 

6 Выразите при помощи одного слова название предмета/объекта, который «скоро ходит»,

«скоро варит». Выделите корни, обведите кружком гласную, их соединяющую.

 

Вариант II

 

1.Разберите слова по составу:

 

              шишка, ежик, заготовка.

 

2. Укажите морфему, при помощи которой образованы слова в правом столбце.

 

качал – накачал

скучал - заскучал

ехал - уехал

кричал – перекричал.

 

3. При помощи какой морфемы от предлагаемых глаголов можно образовать глаголы законченного действия.? Образуйте глаголы и обозначьте морфему.

 

ломал –

кричал –

бежал –

 

4. Подчеркните слова с приставкой на-:

 

накидка, нафталин, наждачка, набросить, наглый.

 

5. Подчеркните слово ,приставка в котором несет в себе значение множественности:

 

   громкость, полиглот, наехать, бросок ,стремление.

 

6. Придумайте слова с корнями -мет-, -бетон-, -лес-,образованные сложением. Разберите их по составу, обозначив соединительную гласную.

 

Вариант III

 

1.Разберите по составу слова:

 

     значение, полет, круглый.

 

2. Укажите морфему, при помощи которой образованы слова в правом столбце.

 

пилил – распилил

бил – убил

жил – зажил

ехал – приехал.

 

3. При помощи какой морфемы от предлагаемых глаголов можно образовать глаголы законченного действия.? Образуйте глаголы и обозначьте морфему.

 

делил –                                                                             

пахал –

ел –

 

4. Подчеркните слова с приставкой за-:

 

заяц, законченность, законный, зал, запрыгнуть.

 

5. Подчеркните слово с иноязычной приставкой:

 

прилив, ультрамарин, сверхъестественно.

 

6. Придумайте слова с корнями -газ-, -вод-, -лед-,образованные сложением. Разберите их по составу, обозначив соединительную гласную.

 

Итоговые контрольные работы.

 

Вариант 1.

 

1. Разберите по составу слова:

 

бублики, зеленые, пылинка.

 

2. При помощи каких приставок можно образовать глаголы противоположного значения? Запишите полученные результаты.

 

раскопать –

улететь –

войти –

 

3. Объясните значение слов дымок, пальчик. Подберите ряд однокоренных слов.

 

4.Выразите сказанное одним словом.

 

Емкость, в которой хранят суп, –

Самый холодный сезон –

 

5. Придумайте признаки, соответствующие определяемым ими предметам. Запишите их.

 

... дело

... слива

... тетрадь

 

6.Раскройте скобки, подбирая подходящие по смыслу слова. Запишите словосочетания:

 

управление (дома, завода, автомобиля) –

длинный (экскаватор, эскалатор) –

отпуск (представить, предоставить) –

 

Вариант II

 

1. Разберите по составу слова:

 

нелегкий, честные, сырец.

 

2. При помощи каких приставок можно образовать глаголы противоположного значения?   Запишите полученные результаты.

 

приползти –

прибежать –

спрыгнуть –

 

3. Объясните значение слов замерщик, парник. Подберите ряд однокоренных слов.

 

4.Выразите сказанное одним словом.

 

Загородная асфальтированная дорога, по которой ездят машины,–

Помещение, где продаются товары, –

 

5. Придумайте признаки, соответствующие определяемым ими предметам. Запишите их.

 

... штучка

... лепесток

... ливень.

 

6.Раскройте скобки, подбирая подходящие по смыслу слова. Запишите словосочетания:

 

гнездо (осиное, осиновое) –

цветок (душный, душистый, душевный) –

новая(ферма, форма, фирма) –

 

Вариант III

 

1. Разбери по составу слова:

 

заозерный, подвижник.

 

2. При помощи каких приставок можно образовать глаголы противоположного значения?   Запишите полученные результаты.

 

выйти –

согнуть –

разомкнуть –

 

3. Объясните значение слов заоконный, тайник. Подберите ряд однокоренных слов.

 

4.Выразите сказанное одним словом.

 

Книга, в которой собраны непроверяемые слова,–

Искусственный водоем для занятий плаванием –


5. Придумайте признаки, соответствующие определяемым ими предметам. Запишите их.

 

... сырок

... лампа

... круг.

 

6.Раскройте скобки, подбирая подходящие по смыслу слова. Запишите словосочетания:

 

прозвище (обидное, обидчивое) –

электрический (скит,скот,скат) –

зажечь (свет, костёр, свечку) –

                                                         

                                                                                        Составил Артюгов М.В.